Развитие речи

Программа курса «Подготовка к обучению грамоте речи» предназначена для развития речи и подготовки к обучению грамоте детей от 3,5 до 7 лет. Речевое развитие детей данного возрастного периода характеризуется активным расширением словаря, освоением норм звукопроизношения, а также в данном возрастном периоде происходит интенсивное формирование грамматического строя речи. К 6-7 годам у большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и дети начинают постепенно осваивать грамматику текста (используют в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводным и заключительным предложением). В связи с этим целью данной программы является создание условий для максимального раскрытия речевого потенциала детей дошкольного возраста.


Задачи программы:
1. Обогащения активного, пассивного, потенциального словаря;
2. Развитие грамматического строя речи;
3. Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;
4. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи;
5. Обучение звуко-слоговому анализу слов.


Данная программа строится на основе следующих принципов:
— учет индивидуальных особенностей и возможностей детей дошкольного возраста;
— уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
— комплексный подход;
— системность и последовательность;
— наглядность.


Основное содержание курса опирается на комплексную программу развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100»), раздел «Познавательная деятельность» — развитие речи и подготовка к обучению грамоте. Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова.

Содержание работы по развитию речи с детьми дошкольного возраста строится по четырем основным направлениям:
1. Лексическая и грамматическая работа (обогащение словарного запаса детей; употребление новых слов в собственной речи).
2. Развитие связной речи (ответы на вопросы, участие в диалоге; подробный пересказ текста по зрительной опоре; составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок).
3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха (развитие артикуляционного аппарата; развитие умения различать звуки, знакомство со способами произнесения звука, его условным обозначением; знакомство с классификацией звуков; выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных).
4. Обучение звуко-слоговому анализу (звуковой анализ состава слогов и слов; дифференциация понятий «звук» и «буква»; соотнесение букв и звуков).


Предлагаемая программа рассчитана на три года обучения. Первый год рассчитан на детей 3,5-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет. Второй год обучения – 5-6 лет, 6-7 лет.


Занятия с детьми проводятся по пособиям Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой «По дороге к Азбуке», части 1, 2, 3 и 4. На занятиях используются речевые игры, которые развивают мышление, речь, внимание, воображение.


В результате первого года обучения дети умеют:
— группировать слова по указанным признакам, объединить их в тематические группы;
— образовывать новые слова, формы слов по знакомым моделям;
— составлять словосочетания, предложения по картинке;
— строить конструкции с различными предлогами;
— отвечать на вопросы педагога;
— пересказывать текст по зрительной опоре.


В результате второго года обучения дети умеют:
— конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
— отвечать на вопросы педагога;
— задавать свои вопросы;
— подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
— составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
— выделять звук в начале слова;
— различать звуки и буквы;
— узнавать и называть буквы русского алфавита;
— соединить звуки и слоги.