Подготовка руки к письму

Подготовка руки к письму – длительный и сложный процесс, от него зависит, будет ли ребенок писать красиво и грамотно. На первом этапе школьного обучения многие дети, как правило, испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается «зеркальное письмо»; ребенок не различает «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия речи, зрительной памяти. Все это отрицательно складывается на усвоении программы первого класса. Поэтому работа по подготовки руки к письму должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу. Поэтому предлагаемая программа является составной частью ступени дошкольного обучения и ориентирована на детей от 3,5 до 7 лет.


Цель программы: подготовить ребенка к письму. Задачи программы:
1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов.
2. Развитие мелкой моторики, координации движений руки.
3. Формирование умений ориентироваться на листе бумаги, владеть карандашом и ручкой, рисовать по образцу, подбирать цвета для раскраски рисунков.
4. Формирование умений планировать свои действия, проверять результат.


Основное содержание программы опирается на комплексную программу развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100»), раздел «Познавательная деятельность» — подготовка к обучению грамоте.


Данная программа рассчитана на три года обучения, используются следующие тетради на печатной основе: «Прописи по клеточкам» (3,5-4 лет), «Нарисуй и обведи» (4-5 лет), «Точки. Линии. Фигуры.» (4-5 лет), Обучающие прописи для дошкольников 5-6 лет. Эти учебные пособия помогут в формировании графических навыков у детей. В них предложена система постепенно усложняющихся занятий, в процессе которых дети знакомятся с клеткой, учатся проводить горизонтальные и вертикальные линии и рисовать основные геометрические фигуры.


В период обучения используются «Развивающие прописи для дошкольников 5-6 лет», «Готовим руку к письму», «Учимся писать» (6-7 лет). В тетрадях предложено большое количество игровых упражнений. Они не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей.
Все задания в учебных пособиях направлены на развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно-моторной координации. Они помогут будущему школьнику видеть и различать очертания фигур, научат его правильно держать руку, позволят сформировать правильную посадку.
Во время работы с прописями дети должны сидеть за столом прямо, а окружающие предметы не отвлекали бы их от занятий. Желательно, чтобы после выполнения задания, дети могли объяснить свои действия. Это поможет развивать связную речь и умение выражать свои мысли в слух.


Занятия не сводятся только к работе за столом, а проходят и в ходе активного участия детей в дидактических и ролевых играх. Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий. Навыки самопроверки станут в дальнейшем основой для формирования у них правильной самооценки результатов своих действий.
Формирование навыков самооценки способствуют подведению итогов занятия. В течение двух-трех минут внимание детей акцентируется на основных идеях занятия. Дети могут высказывать свое отношение к занятию, к тому, что им понравилось, а что было трудным. Это обратная связь поможет в последующем скорректировать свою работу.
Программой предполагается дифференциация заданий с учетом индивидуальных особенностей ребенка, создается ситуация успеха каждого из них.
Большое внимание в программе уделяется развитию творческих способностей детей. Они не просто повторяют предложенный образец задания, а дополняют его своими элементами.


Таким образом, работа с дошкольниками по данной программе строится на основе системы дидактических принципов, которые не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, а также способствуют сохранению и поддержки здоровья каждого ребенка:
— принцип психологической комфортности;
— принцип целостного представления о мире;
— принцип вариативности;
— принцип творчества;
— принцип непрерывности.