Мышление

Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного опыта. Мыслительная деятельность ребенка развивается в трех формах – наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. На основе практических действий ребенок учится сопоставлять объекты, анализировать, сравнивать, группировать – начинает функционировать наглядно-действенная форма мышления. Постепенно у ребенка развивается способность мыслить на основе образов – формируется наглядно-образное мышление.

Во второй половине дошкольного возраста начинает развиваться словесно-логическое мышление. Эта форма мышления проявляется при установлении связей, существующих между предметами. Внутри всех форм мышления осуществляется развитие основных мыслительных операций. Предлагаемая программа предназначена для развития мышления детей 3,5-7 лет и подготовки к школе.


Цель программы — обеспечить развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста.
Задачи программы:
1. Развитие образного и понятийного мышления;
2. Развитие памяти, воображения, внимания;
3. Развитие произвольности;
4. Развитие навыков коммуникативного общения.


Программа «Учимся думать, играя» ориентирована на формирование у детей умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, подводить их к классификации; побуждать к высказыванию собственных предположений. В процессе обучения необходимо активизировать познавательную активность детей, ставить перед ними задачи, требующие размышления, сравнения. Программой предусмотрена групповая форма обучения детей на занятиях.


Принципы организации занятий:
— принятие ребенка во всем его уникальном своеобразии;
— сохранение эмоционального благополучия и душевного здоровья каждого ребенка;
— помощь ребенку в реализации своего творческого потенциала и раскрытии своей индивидуальности;
— создание условий для формирования умения учиться и развития познавательных способностей ребенка;
— включение детей в совместную работу, приобщение к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми.


Численность детей на занятиях не должна превышать 10-12 человек.


Критерии эффективности. Программа предполагает проведение диагностических срезов, определяющих наличный уровень развития основных познавательных процессов – мышления, памяти, воображения, внимания. Результаты диагностики позволяют определить эффективность формирования выделенных качеств. Ориентировочные сроки проведения срезов: конец ноября, конец февраля и конец мая.


Результатом данной программы будет достаточно высокий уровень развития у детей мышления как конвергентного, так и дивергентного; повышение мотивации обучения. Все сформированные умения и навыки, личностные новообразования впоследствии помогут детям успешно адаптироваться к школе.