Описание методик для определения подготовки детей к школе.

«Ориентационный тест Керна-Йиерасика.» Данный тест имеет ряд достоинств для первоначального обследования детей:
1. Данный тест требует непродолжительного времени при его использовании;
2. Его можно применять как в индивидуальном, так и в групповом обследовании детей;
3. Тест имеет нормативы, разработанные на большой выборке;
4. Не требует специальных средств и условий проведения;
5. Позволяет педагогу-психологу получить информацию о ребенке.
Ориентировочный тест школьной зрелости Я. Йирасика является модификацией теста А. Керна. Он состоит из трех заданий рисование мужской фигуры по представлению, подражание письменным буквам, срисовывание группы точек. Я. Йирасик ввел дополнительное четвертое задание, которое заключается в ответах на вопросы (каждому ребенку предлагается ответить на 20 вопросов).
Рисунок мужчины нужно выполнить по представлению. При срисовывании написанных слов· должны быть обеспечены одинаковые условия, как и при срисовывании группы точек, объединенных в геометрическую фигуру. Для этого каждому ребенку раздaются листы бумаги с представленными образцами выполнения второго третьего задания. Все три задания предъявляют требования в плане тонкой моторики руки.
Таким образом, можно говорить, что методика Керна-Йирасика дает предварительную ориентировку в уровне развития готовности к школьному обучению.
Следующие две методики дают представления об уровнях развития предпосылок учебной деятельности: умения внимательно и точно выполнять последовательные указания взрослого, самостоятельно действовать по его заданию, ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлекающие влияние побочных факторов (методики «Графический диктант», «Образец и правило»)
Методика «Графический диктант» (разработана Д. Б. Элько­ниным) направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действо­вать по заданию взрослого.
Для проведения исследования каждому ребенку выдается тет­радный лист в клетку с нанесенными на нем четырьмя точками. Перед исследование психолог объясняет детям: «Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они, получи­лись красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слу­шать меня. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны провести линию. Проводите только те линии, о кото­рых я скажу. Когда проведете, ждите, пока я не сообщу, как надо рисовать дальше. Следующую линию надо начинать там, где кончи­лась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите, она указы­вает на дверь (дается реальный ориентир, имеющийся в помеще­нии). Когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете — к двери (на доске проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Это я провел линию на одну клетку направо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх. Теперь вытяните левую руку в сторону. Видите, она показывает на окно (или другой реальный ориентир). Сейчас я, не отрывая руки, провожу линию на три клетки налево. Все поняли, как надо рисо­вать?» После этого психолог переходит к рисованию тренировочного узора.
Методика «Образец и правило» разработана АЛ. Венгером и направлена на выявление умения руководствоваться системой усло­вия задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних факто­ров. Результаты ее выполнения также отражают уровень развития наглядно-образного мышления.
Для проведения исследования потребуется лист с заданиями, которые раздаются детям (на обратной стороне указываются данные о ребенке — фамилия, имя, возраст).
Психолог дает предварительные объяснения, держа в руке лист с заданиями: «У вас такие же листы как и у меня. Видите, здесь были точки (указывает на вершины треугольника). Их соединили так, что получился такой рисунок (проводит указкой по сторонам треугольника). Рядом тоже есть точки (указывaютcя точки справа от треугольника — образца). Вы сами соедините их так, чтобы полу­чился точно такой же рисунок, как тут (снова указывает на обра­зец). Здесь есть лишние точки — вы их оставите, не будете соединять. А теперь посмотрите, точки все одинаковые или нет?
Когда дети ответят, что точки разные, психолог говорит: «Правильно, они разные. Одни точки — как маленькие крестики, другие — как маленькие треугольнички, есть точки как маленькие кружки. Вам нужно запомнить правило: нельзя проводить линию между одинаковыми точками, между двумя кружками, или между двумя крестиками, или между двумя треугольничками. Линию мож­но проводить только между двумя разными точками. Если какую-то линию вы проведете неправильно, скажите мне, я сотру ее резин­кой. Когда нарисуете эту фигурку, рисуйте следующую. Правило остается таким же. Нельзя проводить линию между двумя одинако­выми точками. После объяснения психолог предлагает детям приступить к вы­полнению задания. По ходу психолог стимулирует, подбадривает ребят, в случае необходимости, повторяет инструкцию, но никаких дополнительных объяснений детям не дается.
Методика «Лабиринт» предназначена для выявления уровня сформированности наглядно-схематического мышления (умения пользоваться схемами, условными изображениями при ориентировке в ситуации).
Перед началом исследования ребенку раздаются книжечки, представляющие собой листы с изображением полянки с разветвленными дорожками и домиками на их концах, а также письма условно указывающие путь к одному из домиков.
Методика «Домик» представляет собой за­дание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
«Рисунок школы», тест направлен на выявление уровня школьной тревожности и отношения к школе. Ребенку предлагаю на стандартном листе А4 нарисовать цветными карандашами школу.