Почему мышление ребёнка нужно развивать до школы?

Дошкольный возраст, является одним из самых больших и ответственных периодов развития ребенка. Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например, игра, общение со взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей.
Мышление один из важнейших процессов. Это особый вид деятельности ребенка, характеризующийся познанием, обобщением и отражением окружающего мира. Оно возникает на основе практической деятельности из чувственного опыта. Наиболее важными операциями мышления являются анализ, синтез, обобщение и абстракция.
Дошкольный возраст разделяют на три периода: младший (3,5-4 года), средний (4-5 лет), старший (5-7 лет).
Мыслительная деятельность ребенка развивается поэтапно и на каждом этапе формируется определенный вид мышления:
— наглядно-действенное это познание через манипулирование или действия с различными предметами;
— наглядно-образное;
— словесно-логическое;
Мыслительная деятельность ребенка развивается в трех формах – наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. На основе практических действий ребенок учится сопоставлять объекты, анализировать, сравнивать, группировать – начинает функционировать наглядно-действенная форма мышления. Постепенно у ребенка развивается способность мыслить на основе образов – формируется наглядно-образное мышление. Во второй половине дошкольного возраста начинает развиваться словесно-логическое мышление. Эта форма мышления проявляется при установлении связей, существующих между предметами. Внутри всех форм мышления осуществляется развитие основных мыслительных операций. Предлагаемая программа предназначена для развития мышления детей 3,5-7 лет и подготовки к школе.
Цель программы — обеспечить развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста.
Задачи программы:
— Развитие образного и понятийного мышления
— Развитие памяти, воображения, внимания
— Развитие произвольности
— Развитие навыков коммуникативного общения
Программа «Умнички» ориентирована на формирование у детей умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, подводить их к классификации; побуждать к высказыванию собственных предположений. В процессе обучения необходимо активизировать познавательную активность детей, ставить перед ними задачи, требующие размышления, сравнения.
Программой предусмотрена групповая форма обучения детей на занятиях. Принципы организации занятий:
— принятие ребенка во всем его уникальном своеобразии;
— сохранение эмоционального благополучия и душевного здоровья каждого ребенка;
— помощь ребенку в реализации своего творческого потенциала и раскрытии своей индивидуальности;
— создание условий для формирования умения учиться и развития познавательных способностей ребенка;
— включение детей в совместную работу, приобщение к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми.
Критерии эффективности. Программа предполагает проведение диагностических срезов, определяющих наличный уровень развития основных познавательных процессов – мышления, памяти, воображения, внимания. Результаты диагностики позволяют определить эффективность формирования выделенных качеств.
Результатом данной программы будет достаточно высокий уровень развития у детей мышления как конвергентного, так и дивергентного; повышение мотивации обучения. Все сформированные умения и навыки, личностные новообразования впоследствии помогут детям успешно адаптироваться к школе.